БЛОГ

Как Министерство спорта РФ представляет себе киберспорт?

2025-04-02 12:37 От автора Другое

Как Министерство спорта РФ представляет себе киберспорт?
Я сходил на выставку в музей, чтобы понять.

Киберспорт давно не про игры, а бизнес и миллионную выручку. В мире его официально признают, в России у него есть федерация, а государственные структуры пытаются встроить себя в молодежное направление. Министерство спорта РФ периодически проводит форумы, обсуждает перспективы индустрии, организует киберспортивные турниры и продвигает «Игры будущего» – фиджитал-формат на стыке цифровых и реальных состязаний. Все это – попытки показать, что государство тоже понимает новый мир. Но получается пока, как в меме со Стивом Бушеми, который пытается сойти за своего – нелепо и очень странно.

Выставка «Спорт будущего в настоящем» в Государственном музее спорта России – тому доказательство. На ней можно найти стенды, посвященные лазертагу, гонкам на дронах и спортивному программированию. И совсем немного – о киберспорте.

Чтобы попасть на выставку «Спорт будущего в настоящем», требуется предварительная запись по телефону. По крайней мере, так написано на сайте государственного музея спорта и в анонсе от ФКС (Федерации компьютерного спорта России). Как только набираю номер, трубку поднимает женщина с превентивным вопросом-утверждением:
— Вам на киберспорт?
— Да.
— Приходите, ничего не требуется.
Вход на выставку
На входе встречает вежливый охранник и отправляет в гардероб. Параллельно звонит кому-то из сотрудников и говорит: «Тут на Гиперспорт».

После его призыва ко мне спускается женщина – видимо, та же, что отвечала по телефону. Извиняется и сообщает, что, несмотря на предварительный звонок, сегодня на выставку попасть не получится, так как «у Андрея температура 40 градусов». Позже выясняю, что Андрей – экскурсовод. Без него на выставку нельзя, ведь он «все включает».

На следующий день меня встречает Андрей. Ему 19 лет. Благодаря работе в музее он обеспечивает себя и маму. К нему на выставку в основном привозят школьные группы. Но иногда к нему заглядывают и необычные гости – например, чемпион России по программированию.
Проход к залу
Перед экспозицией – коридор со стендами с базовой информацией о представленных видах спорта и несколько манекенов. На одном из баннеров рассказывается, что «российские спортсмены – победители чемпионата мира IeSF 2017 по CS:GO».

На самом деле это не совсем так. На соревнованиях под эгидой IeSF участвуют сборные от федераций. В них нет самых сильных игроков в своих дисциплинах. Поэтому несмотря на название, такие турниры не обладают статусом полноценных чемпионатов мира, скорее любительских (в индустрии их не воспринимают всерьез).

С такой же формулировкой можно было бы упомянуть победы на мейджорах (главные турниры в системе Counter-Strike) или The International (чемпионат мира по Dota 2), но про сами соревнования, как и их победителей, которые прославились на всю Россию, на стендах ни слова. Объяснение этому только одно: Федерация компьютерного спорта России — участник IeSF (Международной федерации киберспорта), поэтому регалии указаны лишь такие.
Дорогу до экспозиции сопровождает гул пылесоса. Андрей тормозит меня, чтобы разобраться, просит подождать и предлагает попить из кулера. Выясняется, что в зале идет внеплановая генеральная уборка. Уборщицы предлагают либо ждать 30 минут в коридоре, либо все же начать осмотр, но параллельно они продолжат работать. Обещают, что ничего не помешает. Мы соглашаемся на второй вариант.
Зал выставки
Первое, с чем знакомит выставка, – полеты на дронах. На стендах рассказывается о видах дронов и структуре соревнований. Для непосвященного человека достаточно информативно. Для наглядности дадут шлем пилота и запустят запись полета, чтобы понять, что он видит.
Следующий стенд – с лазертагом. Тут также полное погружение. Можно прикоснуться к оружию, пощупать укрытия, пострелять лазером по мишеням. Вообще, возможность все потрогать – самое увлекательное, что есть на выставке.
На следующем стенде со спортивным программированием есть роботы, которых, по словам Андрея, и нужно программировать на соревнованиях. Даже с ними можно повзаимодействовать. Получается крайне умилительно.
Стенд, посвященный киберспорту, – последний. Стол, пять ультрасовременных (так гласит пресс-релиз) ноутбуков (на самом деле ничего особенного), несколько буклетов с информацией про школьные и студенческие лиги. На этом информация про киберспорт закончена.

Конечно, если спросить Андрея, то он легко расскажет и про суть киберспорта, и про международные турниры, и про локальную сцену. Но визуально это работает не лучшим образом, несмотря на то, что стендов и баннеров тут достаточно. Но одного Андрея все же мало, чтобы понять, что представляют собой киберспортивные клубы, турнирные операторы и многие другие детали, которыми обросла индустрия за последние 10 лет.
Зона киберспорта
Впрочем, интерактивность есть и тут. На ноутбуках удастся запустить Dota 2, Counter-Strike 2 или «Танки». Возможно, вам также повезет, и вам достанется ноутбук, на котором играл ЖОПИК.
Перед выходом узнаю, что внеплановая уборка в зале проходит потому, что после меня на выставку спустится «министр». Спустится буквально. Выставка находится в одном здании с Министерством спорта России.
Министра проведут по тем же стендам, расскажут, где пригодятся навыки владения этими видами спорта в гражданских и военных профессиях (как гласит пресс-релиз), может быть даже покажут, что Россия – чемпион мира.

Но понять, что конкретно представляет собой большой киберспорт и каких реально значимых результатов достигают наши игроки, из этой выставки не получится. Здесь не будет информации про победы золотого состава Virtus.pro в Dota 2, про триумф Team Spirit на The International и мейджорах. Про успех Донка, который выдал лучший сезон в истории. Здесь все это существует в другой реальности – на уровне любительского увлечения.